Общество
Ссылка в Сибирь - приговор советского режима многодетной крестьянской семье
FaceBook Twitter
E-mail Print
Жительница Наразени Нина Саникидзе не может без слез вспоминать своих предков. История, которая произошла в семье ее бабушки и дедушки, наверное, также будет тревожить и следующее поколение. Нина - потомок семьи, репрессированной советским режимом. Она до сих пор не знает, что стало настоящей причиной столь сурового наказания простого крестьянина. Официальной причиной ссылки дедушки Михаила Джоджуа, его жены Бабилины Тевзадзе и их пятерых детей была названа «измена родине».

Из семи членов семьи расстрела смогли избежать только трое. Одна из них, Мэри Джоджуа, мама нашего респондента – Нины Саникидзе.

Семья деда Нины жила в одной из деревень Самтредиа и ничем не отличалась от других крестьянских семей. Поэтому для всех было неожиданностью, что в 1941 году они были сосланы на основании доноса «тройки». Помимо семьи Джоджуа, такой же приговор вынесли еще трем крестьянским семьям.

Нина рассказывает, что бабушке было 33 года, когдя ее с 5 детьми отправили в Сибирь. Что стало с дедом – расстреляли или он умер в ссылке, по сей день никто не знает.

«Репрессированных отправили из станции Самтредиа через Баку. Они ехали в товарных вагонах. В Баку их продержали три месяца. У людей, скопившихся вместе появились вши. Тете, то есть старшей дочери бабушки было 17 лет и она помыла голову, испугавшись, что из - за вшей ее побреют наголо. Простудилась и умерла. Мама три дня держала ее тело на коленях, как живую. Военные, которые проходили мимо, заметили, что ребенок неподвижен, хотели ее выбросить. Бабушка не дала, сказала, что хоть ее на родину вернет ... Вместе с семьей бабушки тогда были сосланы Тавадзе из нашей общины и их дети были постарше. Оказывается, они вырыли могилу и похоронили ее в Баку», - вспоминает рассказ матери Нина Саникидзе.

Бабилину Саникидзе и остальных 4 детей отправили в Сибирь, в Томскую область и определили ее на базу по вырубке берез. Молодая женщина, которой кроме выполнения тяжелой работы, нужно было прокормить четверых голодных детей, которые с надеждой на нее смотрели, не выдержала такой жизни, и через 3 месяца скончалась.

После этого военная прокуратура осудила 4 детей умершей женщины – старших дочерей 13 и 9 лет, отдали учиться токарному делу, им приходилось обрабатывать железо на станках. Чтобы достать до станка, они становились на бревна. Одна из них даже повредила пальцы и эта травма осталась у нее до конца жизни.

5 - летнюю Мэри Джоджуа отдали в детский дом, самый младший, 2 - летний брат умер в больнице от дизентерии.

«После этого они потеряли друг друга. Эти двое были вместе. Моя мама росла в детском доме. После окончания войны и смерти Сталина, всех реабилитировали. Но детей уже разбросало.

«На праздник 7 ноября к моей тете подбежала незнакомая русская девочка и сказала ей, что в одном из детских домов живет девочка, очень похожая на нее. Моя тетя была уже замужем, когда это случилось. Оказывается, она  написала в этот детский дом маме, спросила, помнит ли та кого нибудь – маму, папу или братьев и сестер. Мама ответила, что она никого не помнит. Тогда, тетя спросила, есть ли у нее на ноге родинка. У мамы действительно была на ноге родинка. Она ответила, что есть. Моя тетя уже была замужем в России, вдали от родины, и решила не оставлять мою мать в России и хоть ее вернуть в Грузию», - рассказывает нам Нина Саникидзе.

По ее словам, Мэри Джоджуа, которая провела в детском доме 15 лет, была привязана к одной воспитательнице, у которой умер ребенок и та с особой теплотой относилась к девочке. Мэри Джоджуа не знала грузинского и никого из своих близких не помнила. Поэтому, не хотела возвращаться в Грузию, хотя сестра, которая вместе с семьей приехала в родной край, взяла ее с собой. Русский муж сестры и их дети не смогли не смогли обосноваться в Грузии и вернулись назад, а Мэри Джоджуа оставили с тетей:

«Когда они приехали, их дом – ода уже принадлежал колхозу. У них же забрали все имущество и конфисковали. Как только семья покинула это место, его упразднили. Маму, приехавшую сюда, встретила овдовевшая тетя, жена папиного брата. У нее тоже было двое осиротевших детей и она оставила ее у себя. Мама вспоминала, как иногда тетя крала на ферме сыр, продавала в Батуми и приносила ей хлеб. Вот там, где деревья перекинуты, вешала в мешке, и мама ела это, неделю за неделей, пока не привыкла к этому мчади и к здешней жизни. Через год приехала вторая тетя. Маму через 2 года выдали замуж, вышла она за Саникидзе. Потом и другая тетя вышла замуж в Грузии», - рассказывает Нина Саникидзе.

Мэри Джоджуа умерла в Самтредии в возрасте 58 лет от саркомы. Нина вспоминает, что за полгода до того, как ей поставили диагноз, Мэри Джоджуа увидела во сне неизвестную ей мать, о которой она так мечтала:

«Мама сказала, что увидела женщину, которая пряталась за деревом и смотрела на нее. Она описала лицо женщины, и другая тетя подтвердила ей, что мама именно так и выглядела. Моя мама не помнила свою мать. Она увидела ее во сне и потом заболела лимфосаркомой, а через 3 месяца умерла», - вспоминает Нина Саникидзе.

По ее словам, Мэри Джоджуа до самой смерти печалилась о том, что не смогла увидеть свою мать и выросшая в России, умерла в родной Грузии, как в чужой стране.
Print E-mail
Twitter
Другие материалы
На фоне надвигающейся пятой волны коронавируса и приближающейся
зимы, суточный
19:57 / 14.10.2021
На фоне надвигающейся пятой волны коронавируса и приближающейся зимы, суточный
Согласно опросу, проведенному Национальным демократическим
институтом (NDI),
09:43 / 03.09.2021
Согласно опросу, проведенному Национальным демократическим институтом (NDI),
40 – летний Ираклий – житель Абхазии. Уже четвертый год он включен
в программу заместительной метадоновой терапии.
12:19 / 01.09.2021
40 – летний Ираклий – житель Абхазии. Уже четвертый год он включен в программу заместительной метадоновой терапии.
В абхазских школах в этом году появилась возможность преподавать
детям
11:31 / 12.07.2021
В абхазских школах в этом году появилась возможность преподавать детям
Мультимедиa
Маленькие «Санты» в помощь сверстникам [Видео]
Шесть часов вечера. Дети собрались в классе и готовят новогодние игрушки. Одни работают с войлоком,
Снова  голодные, снова - на улице – жизни, спасенные благодаря гражданскому активизму [Видео]
Бездомных собак можно увидеть на улицах Зугдиди практически на каждом шагу, в парках и скверах, возле
Первая мегрелоязычная анимация на –  большие планы студии аниматоров из Хоби [Видео]
Дзуку Дельфиния и Когона Габискирия - персонажи первого мегрелоязычного анимационного сериала.
Борьба школьников из Чхороцку за лучшую экологию, начатая в одолженном здании [Видео]
У нас нет другой планеты, - говорят школьники из Чхороцку и объединяются, чтобы спасти окружающую среду.
Унесенные рекой рекой Джуми земли и автомобильная дорога – жители Дарчели грозятся акциями [видео]
Во время сильных дождей в Зугдидском селе Дарчели, в Кировском районе, река Джуми выходит из берегов,